Меланхолия беззаботности

«Здравствуй, грусть» — Франсуаза Саган.

Переводчик — Юлиана Яхнина.

bonjour-tristesse

Франсуаза Саган ворвалась в литературу, подобно бушующему ветру, – стремительно, внезапно и скандально. Роман «Здравствуй, грусть», ставший своеобразным манифестом беззаботной жизни и молодости, разошёлся тиражом более миллиона экземпляров, вызвал бурю негодований и споров и принёс молодому автору огромный гонорар и известность. Многие критики восприняли роман в штыки – взбалмошная девятнадцатилетняя девчонка с мужской причёской, незадолго до этого провалившая экзамены в Сорбонну, пишет книгу о своём поколении и от лица поколения, причём делает это со свойственной её образу непосредственностью и эпатажем. Впрочем, история девушки Сесили и перипетии её взаимоотношений с другими персонажами современному читателю вряд ли покажутся шокирующими, однако в середине прошлого века они совсем не вписывались в систему строгих норм католической Франции.

«Здравствуй, грусть» – скорее, новелла, чем роман; новелла, внешне разросшаяся благодаря вялотекущему повествованию до более крупного жанра, разомлевшая под жарким средиземноморским солнцем и приобретшая нечёткие очертания. Количество главных и второстепенных лиц ограничено пятью значимыми персонажами, а сюжет незамысловат и прост. Он течёт одновременно стремительно и неспешно, постепенно к самому концу наращивает эмоциональное напряжение, которое в кульминационной точке выливается в трагедию. Трагедию, без которой и не было бы этого сладкого, странного, обволакивающего чувства – грусти.

Главная героиня – семнадцатилетняя девушка Сесиль, два года назад вышедшая из монастырского пансиона, – проводит лето со своим богатым отцом и его любовницей на берегу Средиземного моря. Идиллия роскошной и беззаботной жизни заканчивается, когда к ним в гости приезжает Анна – старая подруга покойной матери Сесили, женщина другого круга и строгих нравов, холодная, серьёзная, равнодушная красавица. И с этого момента происходит не просто столкновение разных привычек или разных характеров; начинается борьба двух идей, двух жизненных укладов: беззаботного ничем не обремененного хаоса, который наполняет жизнь Сесили и ее отца, Реймона, и размеренного отстранённого порядка серьёзной жизни Анны, с её условностями и моральными принципами. И победа, как это ни странно (а, может быть, и действительно не странно, учитывая возраст автора), оказывается на стороне юности, хаоса, который сметает на своем пути едва обозначавшуюся тень порядка. При этом эгоизм и легкомыслие Сесили и её отца настолько неприкрыты, даже вызывающи, что дают читателю вдоволь насладиться ими; они словно с улыбкой кричат ему: да, можно быть прожигателями жизни, не заботящимися ни о ком и ни о чём, и при этом быть счастливыми. В этом их бунт, пусть бунт мелкого пошиба, который и отталкивает, и привлекает. У Сесили это, конечно, можно было бы списать на юный возраст (не так легко найти кротких альтруистов в семнадцать лет), но, скорее, это фундамент личности, который и к концу книги после пережитой трагедии почти не пошатнётся.

Если воспринимать образы Сесили, Реймона, Анны просто как типы, отражающие представителей подобного образа жизни, то их однозначность и некоторая схематичность не будут бросаться в глаза. В противном случае, появляется ощущение недоработки, не глубины изображённых героев, пусть описание и ведётся от лица совсем молодой девушки. Действия Сесили, даже несмотря на её бунт, вполне предсказуемы, а сами герои обрисованы несколькими простыми линиями: Реймон – владелец большого состояния, прожигатель жизни, любитель женщин и просто красавец-мужчина, но всем этим его образ ограничивается. Анна – словно статуя, равнодушная, холодная – настоящая светская дама с диктаторскими наклонностями, желающая «спасти» от беспечной жизни Сесиль и её отца. Характер Сесили, несмотря на все её размышления и самоанализ, тоже вполне однозначен, хотя и не понятно, как вяжутся ее свободолюбивые и порой весьма точные размышления и наблюдения с тем фактом, что практически всю жизнь она провела в монастырском пансионе и не имела опыта жизни в таком светском кругу.

Книга чем-то похожа на картины импрессионистов: характеры даны мазками, эпизоды богемной жизни быстро сменяют друг друга: катание на яхте, вечер в казино, отдых на побережье… И если из этого не складывается чёткой глубокой картины, то уж точно передаётся общее впечатление, которое заключено в лёгкой изящной атмосфере и плещущейся как море меланхолии. Да, есть в произведении еще один заметный персонаж – это та самая грусть, позаимствованная из стихотворения Поля Элюара. Чувство настолько яркое, что, кажется, оно живее всех других героев вместе взятых. Что же здесь — грусть? Светлая ностальгия по прошедшему? Эгоистическое чувство сродни лёгким ноткам сожаления, появляющимся после совершения желанного, но отвратительного поступка? Или это туман, отгораживающий героев от внешнего мира, от развития вообще, запирающий их в стенах красивого воображаемого замка, который не могут разрушить никакие внешние жизненные катастрофы? Меланхолия – это то, что наряду с общей атмосферой беззаботной богемной жизни, как кажется, является главным отличием этого произведения. «Здравствуй, грусть» – это книга, которая, начиная от названия и заканчивая характерами персонажей, беспечных гедонистов, вобрала в себя тот «чисто французский» шарм, который как своеобразный культурный стереотип укрепился за французской культурой. Это шарм без набивших оскомину багетов, усатых гарсонов и полосатых рубашек, но с летней атмосферой Лазурного берега, в которую окунаешься с головой. И книга Франсуазы Саган с простым сюжетом и такими же персонажами захватывает и не отпускает: то ли прельщает свободолюбие молодости, то ли чувство светлой ностальгической грусти, то ли солнце на средиземноморском побережье печет уж слишком притягательно.

1468679918-039-francoise-sagan-theredlist

Фотография Франсуазы Саган, сделанная Жаком Рушоном (Jaques Roucon) в 1958 году.

Реклама

Меланхолия беззаботности: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s