Гимн доброте

Дмитрий Лихачёв — «Письма о добром и прекрасном»

17114474-5zbpvnls1w-w330

Дмитрия Сергеевича Лихачёва, филолога, культуролога и специалиста по древнерусской литературе, в своё время называли «совестью нации». Такое «звание», и без того несущее в себе огромную ответственность, приобретает ещё больший вес оттого, что эпоха, в которую жил Дмитрий Сергеевич, была трагически сложной. XX век, с его потрясениями, войнами и катаклизмами, был слишком далёк от абстрактных размышлений о доброте, красоте и гуманности. И тем не менее учёный, переживший и Соловецкий лагерь, и войну, и блокаду, обращается к нам, уже новому поколению, чтобы рассказать о добром и прекрасном – о мире, искусстве и человеке. Особенно о человеке.

Автор оформляет свои мысли в виде писем. Эпистолярный жанр уже сам по себе создаёт установку на доверие и симпатию и позволяет обращаться одновременно ко всем сразу и к каждому конкретному адресату по отдельности (вспомним, например, «Письма незнакомке» Андре Моруа). А «Письма о добром и прекрасном» — это, в первую очередь, послания старого друга, человека, многое повидавшего и многое познавшего и теперь передающего свой опыт тем, кто только начинает путь. Сам Лихачёв указывает: «В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто».

791401

И он действительно пишет просто, без лишней терминологии или пространственных разговоров (а их зачастую и ждёшь от учёного). И тем сложнее кажется его задача и виртуознее предстаёт исполнение, чем более обобщённые и «простые» темы он выбирает. Воспитание и отношения в семье, личная самооценка и сплочённость людей, русская природа и проблема памяти культуры. Всё это – и сложно, и просто одновременно, старо как мир и невероятно актуально. «Прописные истины», настолько известные и не подлежащие сомнению, что они начинают стираться из памяти. И «Письма» Лихачёва – своеобразное напоминание, воспоминание о том, что ты, кажется, знал, но забыл.

Например, воспоминание о том, что внешнее всегда должно согласовываться с внутренним.

«Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью».

Или о том, что начитанный или просто много знающий человек ещё не является интеллигентом.

 «Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового».

Или о том, что быть патриотом вовсе не означает безустанно укорять и критиковать другие государства и национальности.

«Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим».

Еще одна очень характерная особенность авторского стиля в этих письмах – отсутствие превосходства и высокомерия. Во многих случаях Дмитрий Сергеевич принципиален в своих взглядах, строг и непоколебим и в то же время невероятно мягок, по-настоящему интеллигентен. Несмотря на некоторую дидактичность, это не позиция великого человека, глядящего с высоты своих знаний и пережитых лет, но скорее облик строгого, но понимающего и мудрого старшего товарища, который не кичится своей мудростью, а просто передаёт её.

«В письмах я не только «учил» но и учился.  Смог учить именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить <…> Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам».

 А мудрость, переданная с теплотой и от самого сердца, — особенно дорога и особенно ценна.

Реклама

Гимн доброте: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s