Укусите меня, пожалуйста!

Макс Фрай. «Лабиринт Мёнина».

lastmАвторство этих произведений долгое время было окутано тайной. Некий Макс Фрай от первого лица описывает свои удивительные приключения, и кто он такой — неизвестно. Спустя время выяснилось, что под этим псевдонимом скрывается тандем авторов: Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина. Сейчас Светлана Мартынчик пишет одна. На данный момент существует более сорока повестей о Максе Фрае, повести объединены в тома (как правило, по две-три истории в одной книге), а книги — в циклы «Лабиринты Ехо», «Хроники Ехо» и «Сновидения Ехо». Рассказы в каждом цикле связаны между собой сюжетной линией и хронологией событий, но при этом каждый из них — это законченная история, которую можно прочитать отдельно и независимо от остальных.

Написанные с хорошим юмором в лёгком жанре «фэнтези», книги о Максе Фрае «многослойные». Перечитывая их снова и снова, каждый раз с удивлением обнаруживаю новые истины и делаю для себя новые открытия.

Этот обзор посвящён последнему — восьмому — тому фэнтези-сериала «Лабиринты Ехо» и двум из трех входящих в него повестей.

image025Первая из них — «Лабиринт Мёнина». Представь себе бесконечный Лабиринт, который «соткан из обрывков разных Миров — всех Миров, какие только существуют в бесконечности Вселенной». Каждый раз, пережив смерть, ты возрождаешься в новом месте. Каждый раз, открыв любую дверь и шагнув за неё, попадаешь в новый мир. Что будет в следующий раз? Безжизненная поляна под десятком солнц, в минуты убивающими всё живое? Уютная кухня доброй лесной колдуньи? Странный мир, где мужчины и женщины поменялись социальными ролями? Купе поезда? Открытый океан? Есть ли какая-нибудь логика в твоих перемещениях между мирами или они попадаются непредсказуемо и хаотично?

По этому Лабиринту независимо друг от друга путешествуют безмятежный, избалованный жизнью король Гуриг и разыскивающие его сотрудники тайного сыскного общества Макс и Мелифаро, которых заранее предупредили, что «затея безнадёжная», опасная, и шансов вернуться обратно у них практически нет. Приключение Гурига — сплошной праздник, карнавал, восторг и удовольствие. Путешествие же Макса и Мелифаро полно трудностей и неприятных сюрпризов.

На протяжении всего произведения герои стараются найти закономерность в перемещении между мирами. Сначала они — безвольные жертвы случая, и единственный известный им способ шагнуть в следующий эпизод лабиринта, увы, не самый приятный — пережив смерть. Потом они обнаруживают, что переходом может стать любая дверь!

Если поблизости нет выхода, следует создать его самостоятельно, из подручных материалов.

И в конце концов выясняют, что даже выбором следующего мира они способны управлять! То, что встретит их за дверью, полностью зависит от мыслей, желаний и настроения, с которыми они её открывают.

Эта повесть метафорична, как и все произведения Фрая. Ведь всё, что происходит с нами в жизни, по большому счёту определяется внутренним ответом всего лишь на один вопрос: «Что ждёт тебя там, за углом: подарок или маньяк?» Чего ожидаешь ты от будущего и неизвестности? Как напутствуешь друга в путешествие: «Смотри, будь осторожнее!» или «Хорошего приключения, повеселись на славу!»? Жизненный опыт учит нас идти по «пути страха и преодоления», быть готовыми к возможным проблемам и сложностям, просчитывать всё наперед и пытаться «подстелить соломку». Но если суметь отбросить все страхи и взглянуть на жизнь как на увлекательное приключение, с любопытством предвкушая каждый новый поворот и те сюрпризы, что он таит, то можно превратить её в «путь радости и волшебства».

i_006Второе произведение называется «Тихий город». В нём повествуется о том, как Макс попадает в город, из которого нет выхода. Жизнь там спокойна и безмятежна, а жители почти бессмертны — они живы до тех пор, пока о них хоть кто-нибудь помнит во внешнем мире. Размеренное и бесцельное существование постепенно наполняет души его обитателей сытой ленью и безразличием.

— У тебя глаза пожилого рантье, — презрительно сказал я собственному отражению. — Если так пойдет и дальше, они заплывут и станут поросячьими. Тебя это устраивает, дорогуша?

Но однажды Макс вдруг вспомнил, что был «весёлым и бесстрашным мальчиком, с которым ежедневно случались чудеса» и решил попытаться сделать то, чего никому и никогда не удавалось — удрать из Тихого города. А для этого любым способом стряхнуть с себя сонное безразличие к собственной судьбе. Он делает попытку заразиться бешенством, отказывается от любого комфорта, ночует на улицах и ест что подвернется. Он всеми силами разрывает ту удушившую его зону комфорта, которую создает всем своим обитателям «город, помешанный на Любви». И однажды добивается своего: обиженный город вышвыривает его за свои пределы, и Макс возвращается домой.

О чём эта повесть? О том, что многое в жизни можно изменить, если перестать считать себя жертвой обстоятельств и взять на себя ответственность за собственную судьбу. Однако многие из нас, увязнув в иллюзии благополучия, забывают свои истинные цели и мечты, отрекаются от них во имя безмятежного спокойствия «Тихого города». Даже не замечая того, что платой оказывается блеск в глазах, жажда жизни, радость познания нового — всё то, что по сути составляет живую человеческую душу.

 Я добровольно стал мёртвым, потому что оставаться живым — слишком больно.

Для меня произведения Фрая — «настольная книга» и учебник жизни, написанный метафоричным языком в легкомысленном стиле «фэнтези». Мой способ напоминать самой себе о важных для меня правилах жизни. Помнить о том, что моё завтра зависит от моих сегодняшних мыслей, настроений и мечт. Помнить о том, что если мечт вдруг не осталось, а настроение стало сонно-сытым, нужно подойти к зеркалу и взглянуть себе в глаза.

— Ну что, нашел я на тебя управу? — ехидно спросил я своего зазеркального двойника. — Вот то-то. Живи, скотина! Вой от тоски, рычи от боли, если сильно припечет, но живи.

А потом выйти в ночь из уютного дома, во что бы то ни стало разыскать «бешенного» Сэма и сказать: «Укусите меня, пожалуйста».

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s