Не стреляйте в пианиста

Алессандро Барикко

«1900-й: Легенда о пианисте» / Пер. с итал. Натальи Колесовой.

«Ты жив, пока у тебя есть хорошая история и кто-то, кому ты можешь её рассказать».

1432741126_1900000000000000asdf

Книга-моноспектакль, полёт, плавание. Читать громко, вслух, на выдохе, раскачиваясь от ритма океана. Включив фоном лёгкую джазовую музыку, рваную, синкопированную, дерзкую. Вдохнув солёный вкус моря и почувствовав лёгкий бриз за спиной. Добро пожаловать на корабль, ставший пристанищем великого пианиста.

История человека с удивительно длинным именем Дэнни Будман Т.Д. Лемон Новеченто неповторима. Пересказывать её здесь нет смысла – вы всё должны увидеть сами. Оказаться с ним на корабле, впервые встретить рояль, пропустить через себя музыку истории других людей, спрятаться от огромного мира за беспредельным океаном…

«Легенда о пианисте» соткана из тонкого музыкально-поэтического полотна. Лёгкого и изящного. В подобных случаях сложно писать о книге, потому что её секрет в осязаемости, её нужно попробовать на вкус, покатать на языке. Она заставляет не думать, а откликаться, чувствовать и внимать.

«Мы играли музыку, он – что-то другое». 

«Мы играли, потому что океан огромен и наводит страх, играли, чтобы люди не замечали, как проходит время, и чтобы забывали, где они и кто. Играли танцы, потому что, когда танцуешь, не можешь умереть и чувствуешь себя Богом. Мы играли рэгтайм, потому что это музыка, под которую танцует Бог, когда его никто не видит. Под которую танцевал Бог, если бы он был чёрным». 

4ee2578914cc5
Тим Рот в одноимённом фильме Джузеппе Торнаторе (1999)

Это признание в любви к жизни через любовь к музыке. После «Пианиста» хочется жить – яростно, страстно. А он любил совсем немногое – океан и музыку. Музыка откликалась в нём со всех отдалённых уголков мира, была его дыханием. Музыка позволяла не сойти с ума от непредсказуемости жизни, безграничных возможностей. От мира, так и готового обрушиться и сломать.

И жить можно красиво, и умирать. Так, чтобы потом это можно было сложить в историю, которую не стыдно рассказать случайному знакомому. И даже если ты совсем не гениальный пианист со странным именем Новеченто, ты его поймёшь, узнаешь и, может быть, заплачешь над ним. Над той красотой, которую так легко разрушить, лишь ступив на берег.

«Земля — корабль, слишком большой для меня. И дорога слишком длинна. Женщина слишком красива. И аромат слишком резкий. Музыку эту играть не под силу. Простите. Я не сойду на берег. Позвольте вернуться назад». 

tumblr_nw0lpezato1tvpp5ho8_1280

Фильм, снятый замечательным Джузеппе Торнаторе по книге, просто чудесен. Это уже не спектакль одного актёра, а большое кино, замечательная драма, внушающая какой-то странный оптимизм и восхищение человеческими возможностями, которые таятся в каждом. Даже если он совсем не гениальный мальчик-подкидыш, всю жизнь проведший на международном лайнере…

«Он умел слушать. И умел читать. Не книги – они все хороши, – он умел читать людей. Следы, которые на них оставляли места, звуки, родная земля, жизненные происшествия…».

Оставьте комментарий