Что значит — быть собой?

Эрих Фромм. «Человек для себя».
bf77d1d2fec2c1d851bc474551c2fbe7b216Очередная книга на интересную и важную для меня тему «быть собой». На этот раз  классик темы, знаменитый немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик Эрих Фромм. В книге «Человек для себя» автор исследует проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей. Основная идея состоит в том, что быть здоровым и счастливым, стремиться к этому  естественное состояние человека, данное ему от природы, «цель человека  быть собой, а условие достижения этой цели  быть человеком для себя».

Лично мне читать произведения Фромма достаточно сложно из-за слишком «умного» стиля написания, обилия терминов и отсылок к анализу исторических периодов, в которых я не особо сильна. Поэтому читается медленно и тяжело, я предпочитаю те же ответы и знания находить в более лёгких художественных формах, в более метафоричном стиле изложения. Тем не менее, концентрированные исследования и выводы специалиста в теме «быть собой» я, разумеется, никак не могла оставить без внимания.

Сначала  о двух существующих этических системах. Люди, выращенные и живущие в условиях авторитарной этики (той, которая предполагает, что человеку необходимо дать внешние ценностные нормы «добра» и «зла»)  удобны для того авторитета, который создал правила. Этим авторитетом могут быть родители, религия, государство, общество. В рамках этой этики послушание является добродетелью, непослушание  грехом.

Вещь называют хорошей, если она устраивает, соответствует требованиям тех, кто её использует.

Гуманистическая же этика исходит из того, что «человеческое существование выше и достойнее всего».

Гуманистическая этика под благом понимает утверждение жизни, раскрытие и развитие человеком своих потенциалов, под добродетелью  ответственность за своё существование.

Мне очень откликаются рассуждения Фромма о том, что жизнь  это искусство, которому нужно учиться так же, как и любому другому. Что человек  явление динамичное и развивающееся. Что любые идеалы, убеждения и ценности должны оцениваться с той точки зрения, способствуют ли они раскрытию потенциала или нет. О том, что свойства характера следует рассматривать не сами по себе, а в связке с мотивациями. (Например, та же смелость может быть обусловлена преданностью защищаемой идее, честолюбием, отсутствием воображения, позволяющим оценить последствия поступков, или же склонностью к самоубийству, толкающей на поиск опасностей).

Интересна также тема дихотомий. Смерть является неотъемлемой частью любой жизни, её неизбежным завершением, но при этом не воспринимается человеком, как её часть и противопоставляется ей. Другое противоречие  это конфликт между «предназначением» человека, состоящим в раскрытии всех его потенциальных способностей и возможностей, и ограниченной продолжительностью жизни и непредсказуемостью её завершения. Ещё одна экзистенциальная дихотомия в том, что человек одновременно одинок и  находится в постоянной связи с другими членами общества.

Безусловно полезны размышления автора о «плодотворности», «любви к себе», «себялюбии», «бескорыстии», «личном интересе, «любви», «счастье» и об искажении этих понятий.

У человека, страдающего симптомом «бескорыстия», парализована способность любить или наслаждаться чем-либо, он постоянно находится во власти враждебности к жизни, и за фасадом бескорыстия скрывается утончённая, но от этого не менее сильная сосредоточенность на самом себе.

Как иллюстрацию наиболее распространенного в социуме примера проявления «бескорыстия» Фромм приводит материнскую «любовь» к детям. Вследствие которой дети, тем не менее, отнюдь не чувствуют себя счастливыми, любимыми, и находятся в постоянном страхе не оправдать возложенные на них ожидания.

Я рекомендую эту книгу всем, кто интересуется саморазвитием, поиском ответов на вопрос «что значит  быть собой», вопросами этики. Правда, по-настоящему интересной она будет, полагаю, если у читателя есть способность к восприятию вот такого «научного» способа изложения. Мне, повторюсь, читать её было довольно сложно и утомительно.

Ну и ещё одна цитата в завершение.

У человека может быть только один реальный интерес  полное развитие своих возможностей, самого себя как человеческого существа.

Реклама

Что значит — быть собой?: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s